Основной этап

На данном этапе мы поработаем с понятием "образовательный вб-квест" и его структурой. Кроме того, я поделюсь опытом использования веб-квеста как инструмента гражданско-патриотического воспитания, а у вас появится возможность создать свой собственный веб-квест патриотического характера.

Шаг 1. Образовательный веб-квест в деталях

Как известно, в переводе с английского языка quest – это поиск, связанный с приключениями. Если обучающиеся осуществляют этот поиск с учебными целями и используют ресурсы Интернета, то речь идёт об образовательном веб-квесте. В ходе веб-квеста ученикам предлагается проблемное задание с игровыми элементами. Ученики, выполняющие игровую роль, создают итоговый продукт веб-квеста: презентацию, видеоролик, сообщение, статью.

Автором термина «веб-квест» является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Впервые эта модель преподавания была представлена в 1995 году.  Учителя всего мира используют эту технологию как один из способов успешного применения Интернета на уроках и во внеурочной деятельности. Наибольшее распространение веб-квесты получили в Китае, Бразилии, Испании, Австралии, Голландии, США.

Образовательные веб-квесты Берни Доджа имеют следующую структуру:

1.   Введение, в котором задаётся исходная ситуация.

2. Задание – формулировка проблемной задачи и описание формы предоставления конечного результата.

3. Набор ссылок на Интернет-ресурсы, необходимые для выполнения задания.

4. Описание процесса выполнения работы, который должен быть разбит на этапы.

5. Система контроля – описание критериев оценки выполненных заданий.

6. Заключение, резюмирующее опыт и навыки, полученные участниками веб-квеста при выполнении заданий. 

7. Комментарии для преподавателя – методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест.

Следует отметить, что предложенная Берни Доджем структура веб-квеста имеет рекомендательный характер: учитель может изменять её по своему усмотрению  в зависимости от специфики преподаваемого предмета.

Лично мне в 2015 году посчастливилось быть участником мастер-класса "Сетевой учебный веб-квест как интерактивная технология для активизации познавательной деятельности учащихся" (автор: Ященко Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 г. Кольчугино Владимирской области) в рамках Виртуального летнего лагеря для педагогов "Вместе - к успеху! Лето - 2015". Мне очень нравится предложенная Н. Ю. Ященко модель образовательного веб-квеста, и я с удовольствием использую её в своей педагогической практике.

Рассмотрим использование веб-квестов как инструмент гражанско-патриотического воспитания на примере созданного и проведённого мною на муниципальном уровне (20 января - 20 февраля 2022 года) веб-квеста на иностранных языках "Героями не рождаются". Данный веб-квест предполагает командное участие обучающихся 5 - 9 классов и нацелен на создание условий  для формирования средствами предмета «Иностранный язык» личности подростка с активной гражданской позицией, уважающего подвиги героев прошлого и современности, а также демонстрирующего готовность следовать их примерам в повседневной жизни.

Веб-квест «Героями не рождаются» проводился на платформе, созданной на основе Google-рисунка. Веб-квест имеет два цикла активности, построенных на основе нарратива: цикл вовлечения в игру и цикл продвижения вперёд. В соответствии с игровым сценарием участникам веб-квеста предлагается выступить в роли корреспондентов телепрограммы «Героями не рождаются» и создать видеосюжет о герое современности.

Цикл вовлечения организуется как подготовительный этап: участники регистрируются в таблице продвижения, изучают правила безопасного поведения в Интернете, заполняют входную анкету. 

Цикл продвижения вперёд можно условно разделить на два блока.

Первый блок предполагает прохождение трёх промежуточных этапов («Будем знакомы!», «Герой: кто он?», «О героях былых времён»), в ходе которых участники накапливают материал, необходимый для выполнения итогового задания веб-квеста, а также собирают фрагменты ключевой фразы, содержащей цитату о героизме и героях. Процесс составления ключевой фразы обладает мощным мотивирующим потенциалом.

Первый этап веб-квеста называется «Будем знакомы!»На первом этапе участники собирают команду, распределяют роли, придумывают название и девиз, создают визитную карточку команды и получают на свой адрес электронной почты первый фрагмент ключевой фразы. Второй этап веб-квеста называется «Герой: кто он?». На втором этапе участники пишут пост с рассуждениями о том, кого можно назвать героем, публикуют его в коллективной стенгазете и получают второй фрагмент ключевой фразы. Третий этап веб-квеста называется «О героях былых времён». На третьем этапе  участники изучают информацию о герое прошлого, создают инфографику-ленту времени с основными событиями жизни героя и его героическими поступками и получают третий фрагмент ключевой фразы.

Во втором блоке цикла продвижения вперёд "Мы - корреспонденты!" участники составляют из полученных фрагментов ключевую фразу и размещают её в форме, а также создают итоговый продукт веб-квеста -  видеосюжет о герое современности для телепрограммы «Героями не рождаются».  В веб-квесте предусмотрен также этап рефлексии, в ходе которого обучающиеся отвечают на вопросы анкеты. За выполнение заданий в таблице продвижения выставляются баллы, в соответствии с которыми выстраивается общий рейтинг команд по итогам прохождения каждого из этапов веб-квеста. Это превращает игру в интересное соревнование. По итогам веб-квеста участники получают статусы победителя, призёра, участника.

Веб-квест «Героями не рождаются» имеет следующую структуру:

Структурный компонент

 

Описание

Вступление

Вступление представляет веб-квест  учащимся, заинтересовывает их. Оно задаёт исходную ситуацию, описывает главные роли участников, делает обзор всего квеста.


Центральное задание

Центральное задание чётко определяет итоговый результат самостоятельной работы учащихся.

Центральное задание веб-квеста "Героями не рождаются":  составить из фрагментов ключевую фразу, содержащую цитату о героях и героизме; создать видеосюжет о герое современности для телепрограммы “Героями не рождаются”

Порядок работы

Порядок работы предполагает подробное описание этапов работы. Задания имеют логический переход от одного к другому, а все вместе приводят к решению поставленной задачи-проблемы.

Последовательность прохождения этапов веб-квеста обозначена стрелками.

Оценивание

Веб-квест содержит критерии оценки продуктов деятельности, опираясь на которые участники оценивают себя. Этими же критериями пользуется учитель.

Технологическая карта

Технологическая карта для учителей, которые будут использовать веб-квест, включает следующие компоненты:

· Название веб-квеста

· Цель и задачи веб-квеста

· Учебный предмет (межпредметные связи)

· Центральное задание веб-квеста

· Описание этапов веб-квеста

· Критерии оценивания продуктов веб-квеста

Рефлексия

Проводится входное анкетирование. Подводятся итоги работы (заполняется анкета-рефлексия). Анализируются полученные умения и навыки.

Обратная связь

Организуется взаимодействие между учителем и участниками веб-квеста, а также общение участников между собой (странички "Таблица продвижения", "Новости веб-квеста", "Обсуждение")

Шаг 2. Приступаем к активным действиям

Предлагаю создать собственный веб-квест патриотического характера.

1. Подумайте, какой гражданско-патриотической теме будет посвящён веб-квест, и сформулируйте название веб-квеста в соответствии с выбранной темой. Тему веб-квеста укажите в соответствующей графе яндекс-таблицы продвижения.

2. Подумайте, какой возрастной категории предназначен веб-квест.

3. Сформулируйте цель и задачи веб-квеста, продумайте межпредметные связи.

4. Сформулируйте центральное задание и названия промежуточных этапов, сопроводив их небольшим текстом.

5. Напишите вступление. Оно должно быть интересным, ярким, занимательным.

6. Продумайте порядок работы на каждом этапе веб-квеста и сформулируйте пошаговые инструкции. Помните, что задания должны иметь логический переход от одного к другому, а все вместе приводить к решению проблемной задачи.

7. При необходимости составьте список ролей, указав для каждой роли направления, организующие работу.

8. Создайте авторские цифровые ресурсы, необходимые для выполнения заданий веб-квеста. Уверена, принимая участие в различных мастер-классах Виртуального летнего лагеря для педагогов "Вместе - к успеху! Лето - 2022", вы уже освоили полезные цифровые ресурсы.

9. Подберите внешние ресурсы, необходимые для выполнения заданий веб-квеста.

10. Продумайте критерии оценивания заданий веб-квеста.

11. Продумайте инструменты рефлексии и обратной связи.

12. Создайте технологическую карту веб-квеста.

13. Выберите и создайте Интернет-платформу для проведения веб-квеста, наполните её материалами.

Если примете решение использовать в качестве платформы Google-рисунки, посмотрите следующее обучающее видео.

Кроме того, платформой для проведения веб-квеста, может быть сайт (например, Jimdo, Google Sites) или блог (например, Blogger).

14. Разместите ссылку на созданный веб-квест в яндекс-таблице продвижения.

15. Оцените свой веб-квест в соответствии с критериями и укажите набранное количество баллов в яндекс-таблице продвижения. 

Внимание! Если возникают сложности с размещением информации в яндекс-таблице продвижения, можно опубликовать эту информацию (название веб-квеста, ссылку на него, набранное количество баллов) в комментариях на этой странице.

1. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий